понедельник, 6 августа 2012 г.

народные обычаи и обряды хакасов






Народные обычаи и обряды хакасов. Праздник Чыл Пазы (Встреча Нового года) :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

Выберите первую букву фамилии

Загрузка разделов…

ПОДПИСКА Цветной журнал с электронными приложениями Бумажные и электронные версии Скидки для постоянных подписчиков №14 – в подарок! Пожалуйста, ознакомьтесь с одним номером. Вы можете скачать его бесплатно.

Народные обычаи и обряды хакасов. Праздник Чыл Пазы (Встреча Нового года)

, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу:

Цель : познакомить детей с обрядомпразднования Чыл Пазы (встреча Нового года похакасскому календарю), привить любовь к природе,трудолюбию, быть внимательным к людям,почтительными к старшим. Оборудование : магнитофон, кассеты схакасскими песнями и мелодиями, ветки еловые(пихтовые), богородская (чабрец) трава, спички,пиала, чалама – ленты красного, черного, белого,синего и зеленого цветов, стол, блюда хакасскойнациональной кухни, картины огня, березы (веткаберезы), солнца. Класс оформлен в хакасском стиле. Всеучастники праздника в национальных костюмах.Справа у доски стоит священная береза. В центрена доске – тема праздника: “Чыл Пазы”. Слева:“Праздник благословения. Навруз”, “Праздниксакуры”, “День Берендея”, “Масленица”. Справа:“Праздник Благодарения”, “ПраздникГостеприимства”, “Праздник Очищения”. Здесь жепредставлена выставка детских работ (рисунки,поделки). Ход праздника Звучит хакасская мелодия. Под ее звукиначинается выступление. Ведущий 1: Необозримые степи, горные реки,древние курганы, дивной красоты таежные дали –все это Хакасия. Здесь живет древний народ сосвоими древними и мудрыми традициями и обрядами.Главным праздником по хакасскому календарюявляется Чыл Пазы – встреча Нового года, которыйотмечают 22 марта. Ведущий 2: Этот праздник еще называют“Праздником Благодарения, Гостеприимства,Очищения и Благословения”.22 марта не толькохакасы встречают Новый год, но и другие народы,только название праздника у всех разное. Умусульман – Навруз, у японцев – Праздник Сакуры,у русских – день Берендея или в настоящее время– Масленица. Почему именно 22 марта многие народыотмечают Новый год? - (22 марта – день весеннего равноденствия.) Ведущий 3: Хакасы верили, что в холодные зимына земле царит Смерть Природы, что ее покидают наэто время Божества Земли. Возвращаются они наЗемлю только тогда, когда день становится равнымночи, т.е. 22 марта. На долгожданной заре весеннегоравноденствия вместе с лучами солнца встречаютлюди возвращающихся богов столом уважения,почитания и паром от дымящегося свежего мяса.Таким образом, происходит заряжение добройэнергией Солнца. Ведущий 1: Начнем наш праздник! ОбрядБлагодарения Солнца. (Слышится музыка (зов пыргы), возвещая о начале.Появляется Благосло витель в сопровождении 7девочек и 9 мальчиков – символ 7 слоев неба и 9творцов на нем. Девочки – справа, мальчики –слева, Благословитель – в центре. В руках удевочек ритуальные чаши с молоком, у мальчиков –зеленые ветки. Благословитель подходит к солнцу(нарисованному) и протягивает блюдо с мясом.) Благословитель: Девочка 1: Ради жизни, Чтоб она не прекращалась, И жилища ради, Чтоб не разрушалось! Мальчик 1: По обычаю, старшими начатому, По обычаю, предками начатому, Голову Года приветствовать Добрый народ собрался! Начнем же наше торжество! Девочка 2: Ради жизни на Земле, Ради счастья на Земле! Встречаем Солнце, Как встречали наши предки. Обряд Благодарения Огня . Ведущий 2: В этот день благодарили БогинюОгня, дарующую тепло и пищу. Первый чистый костер(на доске макеты двух огней). Огонь кормили чаем смолоком и мясом. Благословитель (окропляя молоком небеса,подходит к огню, кормит огонь мясом иприговаривает) : Девочки (по ходу обходят Огонь, кормят его,хором повторяют слова Благословителя) : Девочка 1: О, Мать наша – Богиня Огня, у тебя 30зубов красного пламени. Девочка 2: О, Дева наша – Богиня Огня, у тебя 40зубов высокого пламени! Девочка 3: Благодарим тебя белым молокомБелой Коровы. Девочка 4: Чаем от черной смородины. Девочка 5: Дай счастья народу! Девочка 6: Ты охраняла нас всю зиму, берегланас от стужи. Девочка 7: Благодарим тебя, наш верный друг,и поклоняемся тебе! Кланяются ведущие, потом все участники. Обряд очищения души. Переходят все вместе ко второму костру – ккостру Очищения души. Ведущий 2: Так проходит обряд БлагодаренияОгня. В этот день люди обращаются к верховным Богамза Благословлением, но обращаются они толькотогда, когда предварительно очистятся от сквернызла и в жилищах своих, и в душах своих. Ведущий 3: Памятные неприятности, свои грехи иболезни люди завязывают узлом на черные чалама, азатем бросают во второй костер, он называетсяОчистительным. Благословитель (завязывает три узелка начерной чалама и бросает в костер) : Прошлые,настоящие и будущие болезни, несчастья, грехи. Приглашаю и вас совершить этот ритуал. Подходят все ко второму огню и бросают черныечалама в огонь со словами (хором): О, Мать-огонь! Очисти нас от скверны зла, От всех болезней и грехов, Чтоб мы не врали, Не завидовали, не болели! После этого, как люди очистились, 7 девочекбогородской (чабрец) травой в чашах окуривают доми всех участников, а 9 мальчиков обмахивают всехзелеными ветками со словами: Девочки: Мальчики: Ради жизни на Земле! Ради счастья на земле! Выступление детей: Ты – все нечистое в наших душах Очисти своим чистым пламенем! Ты все скверное в сердцах наших Сожги в своем священном пламени! Да огради нас от болезней тела, Да обереги нас от грехов души, Да уничтожь все злые силы, Посягающие на чистоту Помыслов наших! Да призови все добрые силы, Укрепляющие чистоту Совести нашей! Обереги народ наш От бедствий страшных! Да пусть сгорают нечисти Безвозвратно В чистом огне, Да пусть сметают их С плеч наших Вечнозеленые ветви! Да пусть убоятся они Колких иголок Священного дерева, Да пусть устрашаются они Острых иголок Чистого дерева! Ритуал почитания священной березы. Ведущий 1: Скажите, а что бы вы попросили убогов в этот день? ( Здоровья, успехов, отметокхороших … ). Да, в этот день люди просят у боговлюбви, удачи, урожая, здоровья, благополучия,хороших отметок. Все герои направляются к новому месту события– к березе. Ведущий 2: Кто из вас знает, почему именно кберезе привязывают чалама? ( Это священноедерево у хакасов .) Ведущий 3: Учеными доказано, что только двадерева выделяют положительную энергию для людей– это береза и дуб. Какого же цвета чаламапривязывают на березу? Что означает каждый цвет? Девочка 1: Белый – цвет чистоты. Девочка 2: Синий – цвет неба и мира. Девочка 3: Красный – цвет огня и солнца. Девочка 4: Зеленый – цвет леса. Выходят участники (девочки) с чалама разногоцвета и привязывают их к березе со словами: Благославитель: Девочка 1: О, Белая Береза! На твою белую грудь – белые чалама! Девочка 2: Синему небу – синие! Девочка 3: Солнцу и Огню – красные! Девочка 4: Травам и листьям – зеленые! Девочка 5: О, владыки стихии: Небо, Солнце,Природа! Дайте нам счастья, здоровья, удачи! Стол Почитания. Ведущий 1: Праздник в разгаре. Приглашаем всехк столу Почитания. В этот день обязательноготовят блюда из лучшего свежего мяса и молока.Попробуйте блюда ит, потхы, айран, талкан. ( Айран – прохладительный напиток. Онпредставляет собой кислое, подвергшее брожению,молоко. Айран утоляет жажду и голод. Его пьют вчистом виде или разбавляют с талканом. Этоуниверсальный напиток. Им угощают любогозашедшего в юрту. Айраном лечили туберкулез.Айран используется в ритуальных целях. Талкан – его готовят из семени ячменя. Ячменьжарят, веют, молят на ручной мельнице. Талканупотребляют с молоком, сливками, айраном,замораживают с маслом, сахаром и черемухой.Замороженный талкан едят ломтиками, с чаем – это“хакасский торт”. Потхы ( каша из сметаны ) – популярное блюдохакасов, готовят его из сметаны. Сметану варят намедленном огне в казане. Затем добавляют туданемного пшеничной муки, несколько сырых яиц. Этакаша все время помешивается. Когда обильновыделится масло наверху, то она готова. Потхысчитается почетным блюдом. Готовую кашу можноупотреблять с талканом, посыпав им сверху каши.) Мальчик 1: Золотой стол ставим! Серебряныйстол ставим! Гостям нашим: Небу, Солнцу, Природе Мальчик 2: Гостям нашим: соседям и друзьям! Все садитесь за наш стол, Угощайтесь мясом, молоком. Всем тем, что дарит нам Земля! Участники образуют широкий круг вокругпразднично украшенного традиционнымихакасскими блюдами стола. К каждому блюду данрецепт его приготовления. Все пробуютнациональные хакасские блюда и благодарят. Потомберут посуду и уносят из зала. Снова усаживаются. Ведущий 2: Спасибо. Вы унесли посуду. Этодревний хакасский обычай: убирать все за собой,не оставлять мусора. Ведущий 3: Не нужно забывать, что до Новой лунынельзя ссориться. Старайтесь сделать своимблизким что-нибудь приятное, помогайте бабушками дедушкам. Мальчик 3: Мальчик 4: Мы совершили, Встретили Чыл Пазы! И теперь вся Природа должна оживать. И пусть дверь будет открыта нашему счастью! Мальчик 5: Да, пусть ручьи бегут с приходомСолнца и Весны. С приходом Головы Года оживают тасхылы, Распускаются листья! Исполняется песня “Чыл Пазы”. Муз. А.Саможикова Сл.В. Татаровой Ведущий 1: Заиграй чатхан! Разлетайтесь звуки по степи! Посмотрите, полюбуйтесь, Как поют, играют и танцуют в Хакасии! Творческие выступления детей. Песни о Родине, о дождике на хакасском языке. Танец с пиалами или “Хакасский платок”. Сценки по хакасским сказкам. Ведущий 2: “Не любо – не слушай, а послушал –намотай на ус”. Посмотрите сценки по хакасскимсказкам: а) “Лягушка и Муравей”, б) “Медведь и Бурундучок”, в) “Адычах и Кечох”, г) “Певец и чатхан”. - Какая пословица подходит к этой сказке? Пословицы. Без беды друга не узнаешь. Пришел на работу – не стой. К злому человеку со своим запасом в гости ходи… Запас никогда не в тягость. Силой правду не переспоришь. “Лягушка и Муравей” Лягушка: Такой маленький, а так больнокусается. Дай-ка я его проучу! ( Подходит кМуравью ) Здравствуй, Муравушка! Муравей: Здравствуй! Лягушка: Муравушка, пойдем ко мне в гости. Муравей: Спасибо. Сейчас. ( Собираетпродукты в мешок ) Лягушка: ( Смотрит на него, а потом говорит )Где это слыхано, чтобы в гости со своимипродуктами ходили? Муравей: (Бросил собирать мешок, оставил его.)Хорошо, идем. Уходят. Идут около болота. Останавливаются. Лягушка: Хочешь посмотреть как я ныряю,Муравушка? Муравей: Хочу. Лягушка нырнула в болото. Муравей ходит вокругболота, ищет Лягушку, а потом говорит: Муравей: Где же Лягушечка? Я совсемпроголодался. Кажется живот к спине прирос. Автор: Какая пословица подходит к этойсказке? (К злому человеку в гости со своим запасомходи… Запас никогда не в тягость.) “Медведь и Бурундук” ( Встречаются Медведь с Бурундуком,здороваются ). Бурундук: В январе 31 день. Медведь: Нет, 30! ( Несколько раз друг с другом спорят, а потом… ) Медведь (басом): 30, 30… Бурундук (кричит): 31, 31… ( Бурундук разворачивается и уходит ). Медведь (разозлился): 30! ( И лапой хватил Бурундука по спине ). Ведущий 1: Но спина у него с тех пор осталасьполосатой, а в январе все-таки 31 день. Не зря людиговорят: …А что они говорят? (Силой правду не переспоришь). “Адычах и Кечох” Автор: Жили два парня. Были они большимидрузьями. Одного звали Адычах, другого – Кечох .(Выходят по очереди два мальчика, кланяются.) Далиони клятву не покидать друг друга в беде. Адычах: Мой отец очень храбрый. Я весь в негопошел. Ты, Кечох, со мной не пропадешь. Автор: Кечох молча выслушал своего друга ихорошо запомнил его слова. Как-то шли они по тайге. Навстречу иммедведь.(Выходит медведь.) Адычах мигом оказалсяна дереве. Кечох упал на землю и притворилсямертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо изаковылял в тайгу – мертвых медведи не трогают.Адычах подождал, пока медведь ушел, слез с дереваи спросил у товарища:… Адычах: Что тебе медведь говорил? Кечох: Он сказал: никогда не ходи в тайгу сдругом, который только о себе думает. Автор: С тех пор у хакасов появиласьпословица: … Какая?. (“Без беды друга не узнаешь”.) “Певец и чатхан” Автор: Это было давным-давно, когда напросторах хакасской степи, в юртах, охлестанныхветрами и буранами, жили люди. В одной из таких юрт жила мать с сыномСанкаем. Мать Тардан приходила с байской работыусталая, но никогда не отказывалась рассказыватьсыну сказки. Однажды она поведала Санкаю сказку,как Хара-хан, что значит Черный хан, наказал юношуза то, что он полюбил его дочь. РазгневанныйХара-хан опустил юношу в яму, скинул ему огромныйкамень и сказал: Хара-хан: Если ты сумеешь выкинуть этоткамень, подарю тебе жизнь! Автор: Но сколько юноша ни старался поднятькамень, как он тотчас скатывался обратно. Многовремени прошло, когда Хара-хан вспомнил о юноше, акогда пришел к яме, то удивился. Хара-хан: Ты все еще жив? Юноша Санкай: Жив! Любовь к твоей дочери недает мне умереть. Хара-хан: Дарю тебе жизнь! Только больше небыть тебе человеком, а быть пауком! Автор: И стал юноша пауком. Только был онособенным. Ушел в тайгу и стал тянуть паутинку отодного дерева к другому, чтобы тот, кто заденет,услышал песню. Однажды по тропинке прошелдровосек и задел паутинку, Как вдруг услышалпесню. С той поры стал дровосек тайком в тайгу отовсех приходить и слушать песню. Рассказав сказку, мать заметила, что Санкайзагрустил, стал пропадать в тайге, искал паучка. Мать: Мой сын! Я тебе рассказала сказку. Ноесли ты возмешь из моих длинных кос нескольковолосков и протянешь по еловой доске, ты услышишьчудесные звуки, ты услышишь песню паучка. ( Звучит мелодия – звуки чатхана ). Автор: Вскоре люди узнали о чуде – чатхане ипевце. Выходил Санкай к людям и пел. И людиуслышали удивительно нежные звуки чатхана.Волосы матери стали золотыми струнами. СердцеСанкая переполнялось радостью оттого, что егопесни нравятся народу. И по сей день на земле хакасской народ с любовьюслушает чарующие звуки чатхана. ( Звучит мелодия – звуки чатхана ). Ведущий 3: Земля, любимая, родная, Становишься все краше с каждым днем. Ты, земля моя хакасская, Живи и здравствуй, Родина моя!

ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

source


Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница